Версия для слабовидящих

СПРАВОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН: 8 (3532) 36-22-26, 36-04-70

Facebook ВКонтакте

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
им. Н.К. КАЛУГИНА» г. Оренбурга

18.02.2023

Южный Урал № 6 от 15 февраля 2023 г. Искусство по-честному

Южный Урал № 6 от 15 февраля 2023 г. Искусство по-честному

В одном из просторных холлов Оренбургского педагогического колледжа имени Н. К. Калугина, куда мы прибыли на запланированную встречу, царит
оживление: только что прозвенел звонок с урока, учащиеся из соседних классов вышли на перемену. Кто заторопился по разным делам своим, а иные никуда не спешат, медленно прохаживаясь от одного к другому выставленным здесь художественным полотнам... 

КАРТИНА МАСЛОМ

Прислушиваюсь к разговорам, юноши и девушки рассуждают о каких-то мудреных «тонах и полутонах», «светотенях», «пространствах и объемах». Не скрывая восхищения, пристально всматриваются во фрагменты пейзажей с лесными и степными просторами, городскими и сельскими видами. На отдельном плакате замечаю надпись: «Персональная выставка живописи «Сила искусства» Маргариты Харченко». А мы и пришли к Маргарите Петровне на встречу. Из аудитории, где закончился урок преподавателя изобразительного искусства Харченко, почему-то никто не выходит. Заглядываем: ребята там горячо обсуждают новое задание. В центре класса на импровизированном столе – кувшин, пиала, макет вроде как груши. Стало быть, натюрморт с натуры сотворить надо. В чем сложность? - Занимаемся с группой студентов третьего курса, они сегодня свои первые картины маслом пишут, - поясняет Маргарита Петровна. – Но красок всего две – белая и коричневая. Задача: тональными оттенками передать на полотне объем изображаемых предметов в трехмерном пространстве. Удивительно, но даже такой, казалось бы, простой сюжет у каждого ученика выходит на картине со своими нюансами и оттенками. Здесь и кроется главная составляющая, замечу, любого искусства – авторская индивидуальность. А основополагающую базу эти воспитанники уже освоили твердо, как говорится, набили глаз и руку, постигли многие профессиональные тайны. - Начинают, конечно, все с акварели, потом переключаются на гуашь, близкую по составу к масляным краскам, - продолжает Харченко. – Параллельно ведутся занятия по графике, оттачивается техника рисунка – основы всей живописи. А масло – это классика. На заключительном четвертом курсе ребята перейдут от натюрмортов к портретам, будут изучать строение человеческого тела, пластическую анатомию. Тут уже важно знать, как точно изобразить каждую мышцу, любую черточку лица. Стоит добавить, все упомянутые тонкости студентам необходимо не только постичь, но и суметь потом доходчиво передавать другим. Поскольку учащиеся колледжа имени Н. К. Калугина – будущие педагоги. Так что методики преподавания им тоже приходится осваивать в больших объемах. А учителям, соответственно, втолковывать.

МАСТЕР ДЛЯ МАРГАРИТЫ

Счет студентов в педагогической практике Харченко давно на сотни идет. Каждый год прибавляется до 30 и более первокурсников. Многие из дипломированных выпускников продолжают дело Маргариты Петровны по всему Оренбуржью и далеко за его пределами, прививая любовь к изобразительному искусству у ребят в городских и сельских школах, училищах, вузах. В педколледже имени Н. К. Калугина Маргарита Харченко почти четверть века преподает. Отмечает: сразу здесь настолько тепло встретили, что вдохновилась избранным делом. Руководитель учебного заведения Ольга Викторовна Сальдаева добрыми словами поддержала, завотделением изобразительного искусства и черчения Светлана Николаевна Дорошенко ободрила. Творческий коллективный настрой до сих пор не дает расслабляться: а зачем, если все вокруг интересно! Задаю вопрос с подковыркой: - Не опасаетесь свои художественные работы выставлять, в частности, и перед учениками, мало ли кому о чем посудачить вздумается? - Выставки – непременная часть нашей деятельности, - рассуждает Харченко, - каждый преподаватель не только «сухой» теорией владеть должен, но и практических навыков не терять, раз за разом их подтверждая. Стараюсь при любом удобном случае выбираться на природу, как у нас говорят, на натуру – писать пейзажи, передавая в них красоту окружающего мира в разных ее проявлениях. Тогда тебе подвластно особое состояние – ни с чем не сравнимое, раскрывающее душу художника. Как говорил папа, с натуры, живьем – это настоящее, честное искусство и честная работа! Об ушедшем несколько лет назад из жизни отце – Петре Николаевиче Харченко дочь вспоминает часто. Он, один из самых видных художников Оренбуржья своего времени, привил Маргарите любовь к искусству с ранних лет. В родном Бугуруслане она постигала азы творчества под неустанной заботой папы - знатного мастера, вот ведь как повезло. А потом, окончив местный педколледж (там тоже отец преподавал), поспешила... сбежать из дома, начать «свободную жизнь».

ОДНО ДРУГОМУ НЕ ПОМЕХА Ну, сбежать – несколько преувеличиваю. Точнее сказать, найти место, где можно было проявлять свои способности подальше от папы: а то ведь где ни появишься в родной округе, любые твои дела и поступки все по отцу меряют. Кстати, Петр Николаевич такую ситуацию прекрасно понимал. И вскоре стала Маргарита студенткойдалекого Магнитогорского государственного университета. Хотя прежней специфике (и своей, и папиной) – преподаванию изобразительного искусства не изменила. Уж чего, а этого даже в мыслях не мелькало. После успешного окончания вуза приехала в Оренбург, тут судьба свела с колледжем имени Н. К. Калугина. - Поначалу не могла привыкнуть разве что к местным степным пейзажам после родных лесов бугурусланских окрестностей, - вспоминает Маргарита Петровна. - Когда отправлялась на пленэры писать этюды, природа казалась какой-то сдержанной и бедной, что ли. Потом поняла: везде есть свои прелести и своя красота Божьего присутствия. Понять их не составило труда, просто требовалось определенное время. Хотя и в соседнюю Самарскую область время от времени выезжаю на пленэры, там мы с младшим братом Богданом (недавно окончил Самарский художественный колледж имени Петрова-Водкина) присмотрели замечательной красоты уголок природы. В личном творчестве, понятно, Маргарита Петровна не останавливается, творя все новые пейзажи. И жанра тематической картины (больших полотен с людьми, панорамами, массой окружающих фрагментов-деталей) не избегает, опять же, по примеру отца - высочайшего мастера такого направления. Но это требует в разы больше усилий и времени, чем «природные красоты»: каждая подобная работа занимает годы, а от педагогики никуда не денешься. Впрочем, особое душевное состояние, о котором говорилось выше, способствует ей во всем. - Что же важнее: искусство или педагогика? – спрашиваю у Харченко. - Для меня давно нет такой дилеммы, - без раздумий выдает Маргарита Петровна, - важно и первое, и второе, причем одно другому не мешает, если работать по-честному. И в том тоже искусство, только так можно подготовить хороших специалистов из приходящих ребят-абитуриентов. Здесь мне помогает еще один папин завет: надо успевать во всем, за что берешься, а ради этого не жалеть себя и своего личного времени.